Производственный контроль на опасном производственном объекте,эксплуатирующем грузоподъемные машины

/ Просмотров: 3255

   Как свидетельствует статистика аварийности и травматизма при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других видов работ с применением грузоподъемных машин (ГПМ), основная причина аварий (около 70 %) — человеческий фактор.

   Аварии и несчастные случаи чаще всего происходят на тех участках производства, где не соблюдаются требования инструкций, регламентов и правил безопасности.

   Основные причины аварий:

  • неправильная установка ГПМ на месте производства работ (на краю откоса котлована, на свеженасыпанном грунте и т.п.);
  • перегруз ГПМ во время подъема груза, масса которого превышает допустимую грузоподъемность или примерзшего, залитого бетоном, заваленного, закрепленного болтами груза;
  • подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;
  • неисправность кранового пути и тупиковых упоров, приборов безопасности;
  • обрыв грузовых и стреловых канатов.
Основные причины травматизма при производстве работ грузоподъемных кранов:
  • неправильная (ненадежная) строповка груза; применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений;
  • нарушение схем строповки грузов; несоблюдение технологических карт складирования грузов, габаритов складирования грузов;
  • нахождение людей в опасной зоне или под стрелой, в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце, вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования при подъеме или опускании груза;
  • допуск к обслуживанию ГПМ в качестве стропальщиков необученных рабочих;
  • несоблюдение мер безопасности при строповке груза и обслуживании ГПМ вблизи линии электропередачи (ЛЭП).
Механизм производственного контроля предназначен для выявления опасностей, возникающих на рабочих местах; их классификации и выработки мер по их устранению (по приоритетам), снижению или локализации. Такой механизм позволяет работать на предупреждение негативных событий (травмы, аварии).

При производственном контроле необходимо проверять:

  • наличие правил и инструкций по промышленной безопасности у лиц, связанных с работой с кранами;
  • наличие записей в журналах производственного контроля по уровням, например,1 уровень — мастер,2 уровень — ст. мастер, нач.участка,3 уровень — нач. цеха, нач.
  • отдела,гл.специалисты - данные журналы возможно совместить с журналами 1 и 2 ступени контроля по охране труда.

  • порядок вывода грузоподъемных кранов  в ремонт и их ввод в работу после ремонта (наличие предупреждающих записей в вахтенных журналах крановщиков соседних кранов, а где требуется, и смежных пролетов согласно графику планово-предупредительного ремонта);
  • порядок допуска рабочих на крановые пути и проходные галереи вдоль крановых путей мостовых и передвижных консольных кранов (наличие наряда-допуска и выполнение указанных в нем мер);
  • порядок допуска к работе стреловых кранов вблизи ЛЭП (наличие наряда-допуска; разрешающей записи в вахтенном журнале лица, ответственного за безопасное производство работ);
Должна проводиться проверка наличия технической и другой необходимой документации :
  • паспортов кранов (если производится ремонт  с заменой расчетных элементов металлоконструкций крана с применением сварки, то кран должен быть пущен в работу инспектором Ростехнадзора; если кран с истекшим нормативным сроком службы подвергался обследованию специализированной организацией, то ИТР, ответственный за содержание ГПК в исправном состоянии, должен сделать запись об этом в паспорте крана, правильность записей в разделе об ответственном за содержание кранов в исправном состоянии, в разделе ремонта: о проведенных ремонтах, замене каната (наличие сертификата на канат), своевременность проведения технического освидетельствования (наличие акта осмотра, акта настройки приборов безопасности, протоколов замера сопротивления изоляции и заземления), при работе в пролете 2-х и более кранов наличие справки о допустимой нагрузке на подкрановые пути при работе этих кранов, наличие чертежей со штампами инспектора (установочный, эл.схема);
  • заключение экспертизы промышленной безопасности кранов, отработавших нормативный срок службы и подкрановых путей
  • журнала  периодических осмотров и ремонтов кранов и подкрановых путей (журнал следует сопоставить с графиком технического обслуживания и ремонта, проверить наличие наряда-допуска на проведение работ);
  • вахтенных журналов крановщиков, аккуратность их содержания, правильность ведения, записи и росписи ответственных лиц, записи крановщиков и ремонтного дежурного персонала; журналов учета и осмотров грузозахватных приспособлений (сроки осмотров, правильность заполнения и правильность ведения журналов);
  • журнала аттестации и проверки знаний обслуживающего краны и лифты персонала (крановщики, слесари, электромонтеры, стропальщики, электромеханики и лифтеры);
  • приказов о назначении: ИТР, ответственных за содержание ГПК в исправном состоянии; лиц, ответственных за исправное состояние грузозахватных приспособлений; лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами; о создании ремонтных служб по ГПК (лифтам) и их руководителях; о назначении стропальщиков (присвоение им 1-й группы по электробезопасности); о назначении и закреплении крановщиков (машинистов) за кранами, электромехаников, проводников и лифтеров за лифтами; о порядке эвакуации крановщиков с кранов в случае остановки крана не у посадочной площадки, о применении ключ - марочной системы;
  • графиков: ремонта и осмотра кранов и крановых путей; осмотров грузозахватных приспособлений, кранов и крановых путей механиками, электриками и мастерами по ремонту кранов; осмотров крюковых подвесок в разобранном состоянии и верхних роликов крановых полиспастов в труднодоступных местах с полным разбором их службой главного механика завода; проверки грузовых крюков разливочных кранов магнитной дефектоскопией; капитальных ремонтов ГПК в цехах; геодезической проверки крановых путей и личных осмотров их механиками и мастерами службы главного механика завода;
  • схем правильной строповки грузов;
  • карт погрузки разгрузки автомашин или подвижного состава;
  • карт складирования.
Также должна осуществляться проверка грузоподъемных кранов и производство работ на участке.

1. ГПК — проверяют наличие на кране требуемых правилами надписей, контрольных грузов для проверки ограничителя грузоподъемности, расположение рубильника; металлоконструкции; работу механизмов, всех ограничителей; состояние грузового крюка; кабину; расположение главных троллей и исправность их ограждений; хранение смазочных материалов; установочные размеры кранов.

2. производство работ на участке — проверяют правильность применяемых способов строповки и зацепки грузов, использования знаковой сигнализации, погрузки и разгрузки транспортных средств, установки стреловых кранов (установка на все опоры; использование инвентарных подкладок под опоры, рельсовых захватов; соблюдение допустимого уклона); соблюдение стропальщиками личной безопасности; отсутствие людей в зоне работы крана с магнитной плитой и грейфером; исправность грузозахватных приспособлений; наличие нарядов-допусков при работе вблизи ЛЭП и на крановых путях при ремонте мостовых кранов, при входе людей на проходные галереи; наличие схем с изображением безопасных способов строповки; карт складирования; соответствие кранов условиям производства по всем параметрам.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации