Приложение 8

/ Просмотров: 1648

(к ст. 5.3.9)

Нормы браковки канатов грузоподъемных кранов-манипуляторов

1. Браковку канатов грузоподъемных кранов-манипуляторов, находящихся в эксплуатации,

проводят в соответствии с настоящим приложением.

Для оценки безопасности использования канатов используются следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 — 3), в том числе наличие обрывов проволок у

концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность

возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в)поверхностный и внутренний износ;

г)поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннег, сечения);

ж)деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т. п.;

з)повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих  расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, подлежат  браковке при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

Таблица 1

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

Число

Конструкции

Тип

ГОСТ

Группа

классификации (режима) механизма

несущих

канатов по

ИСО и

свивки

на

Ml, M2, М3

и М4

М5, М6

проволок в

государственным

стандартам

канат

крестовая

свивка

односторонняя

свивка

крестовая

свивка

односторонняя

свивка

наружных

на участке

длиной

прядях

6d

30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

n£50

6х7(6/1)

2

4

1

2

4

8

2

4

6х7(1+6)+1х7(1+6)

ЛК-О

3066-80

6х7(1+6)+1о.

с.

ЛК-О

3069-80

8х6(0+6)+9о.

с.

ЛК-О

3097-80

51£n£75

6х19(9/9/1)*

3

6

2

3

6

12

3

6

6х19(1+9+9)+1о.

с.

ЛК-О

3077-80

6х19(1+9+9)+7х

х7(1+6)*

ЛК-О

3081-80

76£n£100

18х7(1+6)+1о.

с.

ЛК-О

7681-80

4

8

2

4

8

16

4

8

101£n£l20

8х19(9/9/1)*

5

10

2

5

10

19

5

10

6х19(12/6/1)

6xl9(12/6+6F/l)

6x25FS(12/12/l)*

6х19(1+6+6/6)+7х

x7(l+6)

ЛК-Р

14954-80

6xl9(l+6+6/6)+lo.

c.

ЛК-Р

2688-80

6х25(1+6;

6+12)+lo. c.

ЛК-З

7665-80

6х25(1+6;

6+12)+7х7(1+6)

ЛК-З

7667-80

121£n£l40

8х16(0+5+11)+9о.

с.

ТК

3097-80

6

11

3

6

11

22

6

11

141£n£160

8xl9(12/6+6F/l)

6

13

3

6

13

26

6

13

8х19(1+6+6/6)+lo.

c.

ЛК-Р

7670-80

161£n£180

6х36(14/7+7/7/1)*

7

14

4

7

14

29

7

14

6х30(0+15+15)+7о.

с.

ЛК-О

3083-80

6х36(1+7+7/7+14)+

+lo. c.*

ЛК-РО

7668-80

6х36(1+7+7/7+14)+

+7х7(1+6)*

ЛК-РО

7669-80

181£n£200

6х31(1+6+6/6+12)+

+lo. c.

8

16

4

8

16

32

8

16

6x3l(l+6+6/6+12)+

+7х7(1+6)

6x37(l+6+15+l5)+

+lo. c.

ТЛК-О

3079-80

201£n£220

6х41(16/8+8/8/1)*

9

18

4

9

18

38

9

18

221£n£240

6х37(18/12/6/1)

18xl9(l+6+6/6)+lo.

c.

ЛК-Р

3088-80

241£n£260

10

21

5

10

21

42

10

21

261£n£280

11

22

6

11

22

45

11

22

281£n£300

12

24

6

12

24

48

12

24

300£n

0,04n

0,08n

0,02n

0,04n

0,08n

0,16n

0,04n

0,08n

Примечания. 1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.

2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с

несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя.

В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя

прядь и не учитывается.

3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых

может быть в 2 раза больше.

4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях,

превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и

отмечен звездочкой.

5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или

из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа

обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок

или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты

отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6. Незаполненные строки в графе «Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам» означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при котором канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.

Рис. 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки

Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:

а - в канате крестовой свивки; б - в канате односторонней свивки

Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а - в нескольких прядях каната; б - в двух прядях в сочетании с местным износом

 

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятая, разрыва и т. п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся  канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6).

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате, износа (см.рис. 4,д) или коррозии (см. рис. 5,д) на 40% и более канат

бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа,указанной в табл. 2.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.

Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой

свивки:а - небольшие лыски на проволоках; б -увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в - удлинение лысок в

отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г -лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40 %)

Рис. 5. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:а - начальное окисление поверхности; б -общее окисление поверхности; в - заметное окисление; г - сильное окисление; д - интенсивная коррозия

Рис. 6.Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

Таблица 2

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного взноса или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

Число обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50

Рис. 7.Уменьшение площади поперечного сечения проволок

(интенсивная внутренняя коррозия)

Рис. 8.Волнистость каната (объяснение в тексте)

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической

части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных

обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей

(рис.7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации

при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и

более, канат бракуется.

5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей

работе не допускается.

6.Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис.8). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Hв и свивки каната Нк канат бракуется при dв³1,08dк, где dв ¾ диаметр спирали волнистости, dк ¾ номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв³4/3dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dк.

7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис.9); выдавливания сердечника (рис.10); выдавливания или расслоения прядей (рис.11); местного увеличения диаметра каната (рис.12); местного уменьшения диаметра каната (см. рис.6); раздавленных участков (рис.13); перекручиваний (рис.14); заломов (рис.15); перегибов (рис.16);повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда,

Рис. 9. Корзинообразная деформация

Рис. 10. Выдавливание сердечника

Рис. 11. Выдавливание проволок прядей:а - в одной пряди; б - в

нескольких прядях

Рис. 12. Местное увеличение диаметра каната

Рис. 13. Раздавливание каната

Рис. 14. Перекручивание каната

Рис. 15. Залом каната

Рис. 16. Перегиб каната

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации