Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов (РД 10-103-95)
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или корозии %
|
Число обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1
|
10
|
85
|
15
|
75
|
20
|
70
|
25
|
60
|
30 и более
|
50
|
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется.
Рис. 7. Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)
5.При обнаружении в канате одного или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
6.Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 8).При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dв ³ l,08 dк, где dв - диаметр
спирали волнистости, dк - номинальный диаметр каната.
Рис. 8. Волнистость каната (объяснение в тексте)
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв ³ 4/3 dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dк.
7.Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:корзинообразной деформации (рис. 9); выдавливания сердечника (рис. 10);выдавливания или расслоения прядей (рис. 11); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 6);раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 14); заломов (рис. 15);перегибов (рис. 16); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
Рис. 9. Корзинообразная деформация
Рис. 10. Выдавливание сердечника
Рис. 11. Выдавливание проволок прядей:а - в одной пряди; б - в нескольких прядях
Рис. 12. Местное увеличение диаметра каната
Рис. 13. Раздавливание каната
Рис. 14. Перекручивание каната
Рис. 15. Залом каната
Рис. 16. Перегиб каната
Приложение 4
Форма вахтенного журнала крановщика
Дата ___________________________ Смена_____________________________
Крановщик ________________________________________________________
Результаты осмотра крана:
Смену принял ____________________________________________________________
(фамилия, инициалы и подпись крановщика)
Смену сдал _______________________________________________________________
(указать состояние крана)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
______________________________________________
(фамилия, инициалы и подпись крановщика)
Результаты осмотра крана:
слесарем ___________________________
электромонтером ____________________
Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии ______________________________________________
|
Приложение 6
Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов кранами*
* Рекомендуемая форма стропальщика жилет и каска - желтого цвета, рубашка - голубого, повязка - красного.
Операция
|
Рисунок
|
Сигнал
|
Поднять груз или крюк
|
|
Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте
|
Опустить груз или крюк
|
|
Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте
|
Передвинуть кран (мост)
|
|
Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения
|
Передвинуть тележку
|
|
Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки
|
Повернуть стрелу
|
|
Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы
|
Поднять стрелу
|
|
Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта
|
Опустить стрелу
|
|
Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения,ладонь раскрыта
|
Стоп (прекратить подъем или передвижение)
|
|
Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз
|
Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)
|
|
Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх
|
Приложение 8
Нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений
Браковка съемных грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должна производиться согласно нормативным документам, определяющим порядок, методы браковки и браковочные показатели.
При отсутствии у владельца нормативных документов браковку элементов канатных и цепных стропов производят в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.
Стропы из канатов двойной свивки
|
Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной
| ||
3d
|
6d
|
30d
| |
4
|
6
|
16
|
Примечание.d - диаметр каната, мм.
Рис. 1. Увеличение звена цепи:l0 - первоначальная длина звена, мм; L1- увеличенная длина звена, мм
Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % (рис. 2).
Рис. 2. Уменьшение диаметра сечения звена цепи:d0 - первоначальный диаметр, мм; d1,
d2 - фактические диаметры сечения звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм