Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов (РД 10-103-95)

/ Просмотров: 17350

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа

                     или корозии %

Число обрывов проволок, % от норм, указанных в табл.

1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется.

Рис. 7. Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)

5.При обнаружении в канате одного или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

6.Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 8).При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dв ³ l,08 dк, где dв - диаметр

спирали волнистости, dк - номинальный диаметр каната.

Рис. 8. Волнистость каната (объяснение в тексте)

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв ³ 4/3 dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dк.

7.Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:корзинообразной деформации (рис. 9); выдавливания сердечника (рис. 10);выдавливания или расслоения прядей (рис. 11); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 6);раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 14); заломов (рис. 15);перегибов (рис. 16); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Рис. 9. Корзинообразная деформация

Рис. 10. Выдавливание сердечника

Рис. 11. Выдавливание проволок прядей:а - в одной пряди; б - в нескольких прядях

Рис. 12. Местное увеличение диаметра каната

Рис. 13. Раздавливание каната

Рис. 14. Перекручивание каната

Рис. 15. Залом каната

Рис. 16. Перегиб каната

Приложение 4

Форма вахтенного журнала крановщика

Дата

___________________________ Смена_____________________________

Крановщик

________________________________________________________

Результаты

осмотра крана:

№ п/п

Наименование механизма, узла, детали

Результаты проверки

Фамилия, инициалы и должность лица, устранившего нарушение

1

Металлоконструкция

 

 

2

Тормоза:

 

 

 

грузовой

лебедки

 

 

 

стреловой

лебедки

 

 

 

механизма

передвижения

 

 

 

тележки

 

 

 

поворота

 

 

 

механизма

передвижения

 

 

 

крана

 

 

3

Приборы

безопасности:

 

 

 

ограничитель

грузоподъемности

 

 

 

концевые

выключатели

 

 

 

блокировочные

контакты

 

 

 

указатели

 

 

 

сигнализаторы

 

 

4

Электрооборудование

 

 

5

Канаты:

 

 

 

грузовой

 

 

 

стреловой

 

 

 

оттяжки

стрелы

 

 

 

тележечный

 

 

6

Крюковая

подвеска

 

 

7

Освещение,

отопление

 

 

8

Крановый

путь

 

 

9

Противовес,

балласт

 

 

10

Заземление

 

 

11

Прочие

замечания, выявленные в процессе работы

 

 

Смену

принял ____________________________________________________________

(фамилия,

инициалы и подпись крановщика)

Смену

сдал _______________________________________________________________

(указать

состояние крана)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

______________________________________________

(фамилия,

инициалы и подпись крановщика)

Результаты

осмотра крана:

слесарем

___________________________

электромонтером

____________________

Инженерно-технический

работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном

состоянии ______________________________________________

Приложение 6

Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов кранами*

* Рекомендуемая форма стропальщика жилет и каска - желтого цвета, рубашка - голубого, повязка - красного.

Операция

Рисунок

Сигнал

Поднять

груз или крюк

Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в

локте

Опустить

груз или крюк

Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Передвинуть

кран (мост)

Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения

Передвинуть

тележку

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения

тележки

Повернуть

стрелу

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

Поднять

стрелу

Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения,

ладонь раскрыта

Опустить

стрелу

Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения,ладонь раскрыта

Стоп

(прекратить подъем или передвижение)

Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно

(применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при

необходимости незначительного перемещения)

Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом

подняты вверх

Приложение 8

Нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений

Браковка съемных грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должна производиться согласно нормативным документам, определяющим порядок, методы браковки и браковочные показатели.

При отсутствии у владельца нормативных документов браковку элементов канатных и цепных стропов производят в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.

Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Стропы из канатов двойной свивки

Число видимых обрывов проволок на участке канатного

стропа длиной

3d

6d

30d

4

6

16

Примечание.d - диаметр каната, мм.

Рис. 1. Увеличение звена цепи:l0 - первоначальная длина звена, мм; L1- увеличенная длина звена, мм

Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % (рис. 2).

Рис. 2. Уменьшение диаметра сечения звена цепи:d0 - первоначальный диаметр, мм; d1,

d2 - фактические диаметры сечения звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации