Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов (РД 10-103-95)
Приложение 3
НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
1. Браковку канатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проводят в соответствии с настоящим приложением.
Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 – 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
Рис. 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки
Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:
а - в канате крестовой свивки; б - в канате
односторонней свивки
Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:
а - в нескольких прядях каната; б - в двух прядях в сочетании с местным износом
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются
Число несущих проволок в наружных прядях
|
Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам
|
Тип свивки
|
ГОСТ на канат
|
Группа классификации (режима) механизма
| |||||||
М1, М2, М3 и М4
|
М5, М6, М7 и М8
| ||||||||||
крестовая свивка
|
односторонняя свивка
|
крестовая свивка
|
односторонняя свивка
| ||||||||
на участке длиной
| |||||||||||
6d
|
30d
|
6d
|
30d
|
6d
|
30d
|
6d
|
30d
| ||||
n £ 50
|
6´ 7(6/1)
|
|
|
2
|
4
|
1
|
2
|
4
|
8
|
2
|
4
|
6´ 7(1 + 6) + 1 ´ 7(1 + 6)
|
ЛК-О
|
3066-80
| |||||||||
6´ 7(1 + 6) + 1 о.с.
|
ЛК-О
|
3069-80
| |||||||||
8´ 6(0 + 6) + 9 о.с.
|
ЛК-О
|
3097-80
| |||||||||
51£ n £ 75
|
6´ 19(9/9/1)*
|
|
|
3
|
6
|
2
|
3
|
6
|
12
|
3
|
6
|
6´ 19(1 + 9 + 9) + 1 о.с.
|
ЛК-О
|
3077-80
| |||||||||
6´ 19(1 + 9 + 9) + 7 ´ 7(1 + 6)*
|
ЛК-О
|
3081-80
| |||||||||
76 £ n £ 100
|
18´ 7(1 + 6) + 1 о.с.
|
ЛК-О
|
7681-80
|
4
|
8
|
2
|
4
|
8
|
16
|
4
|
8
|
101 £ n £ 120
|
8´ 19(9/9/1)*
|
|
|
5
|
10
|
2
|
5
|
10
|
19
|
5
|
10
|
6´ 19(12/6/1)
|
|
| |||||||||
6´ 19(12/6 + 6F/l)
|
|
| |||||||||
6´ 25FS(12/12/1)*
|
|
| |||||||||
6´ 19(1 + 6 + 6/6) + 7 ´ 7(1 + 6)
|
ЛК-Р
|
14954-80
| |||||||||
6´ 19(1 + 6 + 6/6) + 1 o.c
|
ЛК-Р
|
2688-80
| |||||||||
6´ 25(1 + 6; 6 + 12) + 1 o.c.
|
ЛК-3
|
7665-80
| |||||||||
6´ 25(1 + 6; 6 + 12) + 7 ´ 7(1 + 6)
|
ЛК-3
|
7667-80
| |||||||||
121 £ n £ 140
|
8´ 16(0 + 5 + 11) + 9 o.c.
|
TK
|
3097-80
|
6
|
11
|
3
|
6
|
11
|
22
|
6
|
11
|
141 £ n £ 160
|
8´ 19(12/6 + 6f/1)
|
|
|
6
|
13
|
3
|
6
|
13
|
26
|
6
|
13
|
8´ 19(1 + 6 + 6/6) + 1 o.c.
|
ЛК-Р
|
7670-80
| |||||||||
161 £ n £ 180
|
6´ 36(14/7 + 7/7/1)*
|
|
|
7
|
14
|
4
|
7
|
14
|
29
|
7
|
14
|
6´ 30(0 + 15 + 15) + 7 о.с.
|
ЛК-О
|
3083-80
| |||||||||
6´ 36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 o.c.*
|
ЛК-РО
|
7668-80
| |||||||||
6´ 36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 7 ´ 7(1 + 6)*
|
ЛК-РО
|
7669-80
| |||||||||
181 £ n £ 200
|
6´ 31(1 + 6 + 6/6 + 12) + 1 o.c.
|
|
|
8
|
16
|
4
|
8
|
16
|
32
|
8
|
16
|
6´ 31(1 + 6 + 6/6 + 12) + 7 ´ 7(1 + 6)
|
|
| |||||||||
6´ 37(1 + 6 + 15 + 15) + 1 о.с.
|
ТЛК-О
|
3079-80
| |||||||||
201 £ n £ 220
|
6´ 41(16/8 + 8/8/1)*
|
|
|
9
|
18
|
4
|
9
|
18
|
38
|
9
|
18
|
221 £ n £ 240
|
6´ 37(18/12/6/1)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18´ 19(1 + 6 + 6/6) + 1 о.с.
|
ЛК-Р
|
3088-80
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
241 £ n £ 260
|
|
|
|
10
|
21
|
5
|
10
|
21
|
42
|
10
|
21
|
261 £ n £ 280
|
|
|
|
11
|
22
|
6
|
11
|
22
|
45
|
11
|
22
|
281 £ n £ 300
|
|
|
|
12
|
24
|
6
|
12
|
24
|
48
|
12
|
24
|
300 £ n
|
|
|
|
0,04n
|
0,08n
|
0,02n
|
0,04n
|
0,08n
|
0,16n
|
0,04n
|
0,08n
|
Примечания. 1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
6. Незаполненные строки в графе «Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам» означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.
7. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой
свивки:а - небольшие лыски на проволоках; б -увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в - удлинение лысок в
отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г -лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40 %)
Рис. 5. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:а - начальное окисление поверхности; б -общее окисление поверхности; в - заметное окисление; г - сильное окисление; д - интенсивная коррозия
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6).
Рис. 6. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см.рис. 4, д) или коррозии (см. рис. 5, д) на 40 % и более канат бракуется.
Таблица 2